К вопросу о бункере Сталина
Самый секретный бункер Сталина
Осень 1941 года. Время для Страны Советов тяжелое. Фашисты уже нервно топчутся на пороге нашей столицы, мечтая поскорее омыть свои сапоги в Москве-реке. Конечно, «отцу всех народов» Иосифу Сталину было жалко отдавать оккупантам «яйки, млеко», но он не был бы всевидящим вождем, если бы не планировал всевозможные пути. В том числе, и отступления.
Поэтому 15 октября под грифом «Совершенно секретно» сначала родилось постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы в г. Куйбышев». К волжским берегам тут же потянулись спецсоставы с работниками 22 дипмиссий, тремя сотнями иностранных журналистов, членами правительства, важнейшими документами и архивами. К слову, именно здесь, в Куйбышеве (ныне Самаре), в годы войны творил Дмитрий Шостакович, отсюда на всю страну вещал могучий голос Юрия Левитана: «От Советского информбюро...»
Есть в постановлении и такая строчка: «Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке». Во всяком случае, в Куйбышев отправили его дочь Светлану, личные вещи властителя полмира и три его машины — «ЗИС», «Бьюик» и «Кадиллак». А спустя неделю появилось новое секретное постановление о строительстве специальных убежищ в ряде городов страны. За выполнением сего документа было поручено лично следить сквозь свои круглые очки Лаврентию Берии.
В ноябре 41-го на берега Волги прибыли полные энтузиазма московские метростроители, донбасские шахтеры, и в феврале 42-го работа закипела. Строительство бомбоубежища для Верховного главнокомандующего, или «бункера Сталина», как его окрестят спустя десятилетия, велось около 10 месяцев — с февраля по ноябрь 1942 года. Строители, вкалывавшие в две смены, за это время вынули 25 000 кубов земли, завезли огромное количество чугунных плит (каждая весом полтонны) для оболочки шахты и подземных комнат, 15 000 тонн металлической арматуры, залили 10 000 тонн бетона. И никто из местных жителей, обитавших близ секретной стройки, которая велась в небольшом дворе, этого даже не заметил!
Можно, конечно, предположить, что лучшие маги НКВД усиленно наводили морок на место строительства, которое, между прочим, находилось почти в центре города. Но, вероятно, этому чуду есть и другие объяснения. Во-первых, работы велись в режиме строжайшей секретности. Рты рабочим не зашивали, но со всех взяли пожизненную подписку о неразглашении государственной тайны.
Потом, вывоз земли и завоз крупных строительных материалов производились только по ночам. Весь выкопанный грунт, как ненужного свидетеля, безжалостно топили в водах рек Самара, Большой Кинель, Сок и Кондурча. И в-третьих, тогда за лишнее слово могли запросто поставить к стенке — и вовсе не для того, чтобы ее оштукатурить. Поэтому тем горожанам, кто и видел или слышал что-то, лучше было запереть свой рот на амбарный замок, а ключ также утопить.
Отметим и тот факт, что бункер сооружали под зданием Куйбышевского обкома партии (в наши дни там располагается Академия культуры и искусства). Справа от парадной лестницы в холле здания до сих пор находится неприметная дверь, которая ведет в один из главных секретов того времени, о ее предназначении знали лишь единицы еще полсотни лет! И только в 1991 году, когда бункер Сталина превратили в музей, самарцы неожиданно узнали, что у них находится под ногами.
Единственный из строителей бункера Сталина, соглашающийся (и то скупо) рассказывать о событиях давно минувших дней — Николай Никитович Иванов. По его словам, всех рабочих и инженеров для секретности одели в одинаковую робу. И вообще советовали обращаться друг к другу исключительно по прозвищам. Если Иванову не изменяет память, то по ходу строительства погибли шесть человек — из-за нарушения техники безопасности и паленой водки. «Считается, что Сталин так и не посетил бомбоубежище в Куйбышеве, но я лично видел его там дважды! Оба раза — летом и осенью 1942 года — он приезжал ночью, — вспоминает Иванов. — Перед его визитами всех рабочих с объекта выгоняли. Но я же был секретарем и потому все видел. В июле Иосиф Виссарионович осмотрел свой кабинет и поручил переделать четыре двери. А в октябре дал указание снять свой портрет со стены».
После сооружения бункера Иванов, прослышав о возможных репрессиях со стороны НКВД, тайком уехал в Москву. Но в июле 1943 года все же был арестован. Три года на Лубянке, потом год в Бутырской тюрьме, затем Цимлянский лагерь, что был в Ростовской области. Освободился лишь в 1953 году, уже после смерти Сталина. С тех пор продолжает жить в постоянном страхе — по словам Иванова, ему еще долгое время звонили незнакомцы, угрожали, шантажировали
«Бункер Сталина» — под таким же названием известно убежище вождя, расположенное в Москве — возле метро «Партизанская», в районе Измайлово. Там в довоенном 39-м году был отгрохан запасной командный пункт Верховного главнокомандующего — целый подземный город. Для маскировки строительства подземного объекта над ним даже начали возводить стадион на 200 000 мест. Иосиф Виссарионович работал в бункере в самые тяжелые для столицы дни — в конце ноября — начале декабря 1941 года. Именно здесь, на глубине 15 метров, он морщил лоб над дилеммой: последовать ли примеру Кутузова или защищать Москву до последнего. А 5 декабря, когда началось контрнаступление Красной армии, вождь вернулся в Кремль по специально вырытой 17-километровой подземной дороге. При этом практически до конца войны в измайловских подземельях на всякий случай находились около 2000 солдат, сотни танков и артиллерийских орудий.
Кстати, если тебе не жаль личного времени, то, обойдя все тоннели этого комплекса с линейкой, ты будешь немало удивлен, что их суммарная длина более чем в шесть раз превышает протяженность линий Московского метрополитена!
Секретный бункер стал музеем в 1996 году. Сейчас здесь приютились небольшой ресторанчик грузинской кухни, концертный зал и конференц-зал. Но большая часть многоуровневых подземелий до сих пор закрыта для заблудившихся посетителей… Помимо Москвы и Куйбышева, специальные убежища для вождя строили в Саратове, Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске и Сталинграде.
Между прочим
Переплюнуть, а точнее, перекопать Сталина по надежности убежища не удалось никому из властителей мира. Объединяет бункеры вождей разве что их спартанское убранство…
Волки для Гитлера
Хоть убежища Гитлера и не могут поспорить с бункером Сталина по глубине, но зато обходят его по масштабности. Все грандиозные логова, что строил для себя Гитлер, были взорваны после войны. Так что их точная планировка с деталями евроремонта явно утрачена для современных дизайнеров. Известно лишь, что берлинское бомбоубежище, где фюрер и покончил с собой, имело глубину до 16 метров.
Впечатляет главная полевая ставка фюрера с романтическим названием «Вольфшанце» («Волчье логово»), приютившаяся близ польского города Кентшина. «Логово» представляло собой целый городок с собственными электростанцией, водопроводом, системой канализации и сетью подземных тоннелей. Глядя на мегалитические бетонные пирамиды, окруженные дзотами ПВО, можно было бы подумать, что египтяне готовились салютом встречать бога Ра. Но на самом деле фашисты хуже щекотки боялись самолетных бомбардировок. Фундамент здешнего бункера Гитлера уходил на глубину 6 метров, а стены имели толщину до 10 метров!
Другой бункер «Вервольф» в Виннице, что на Украине, уходил под землю на глубину 12 метров. Все 10 000 советских военнопленных, строивших его, были расстреляны. А европейские инженеры после сдачи объекта при загадочных обстоятельствах погибли в авиакатастрофе…
Горшок для Черчилля
Бункер Уинстона Черчилля расположен в центре Лондона. Его глубина всего-то два этажа. Попади в него одна 500-килограммовая «фугаска», и все — оплакивала бы Британия своего лидера. Но Черчиллю отваги было не занимать, и в мае 1940 года он гордо заявил: «Отсюда я буду управлять войной!» Этим он там и занимался, иногда сидючи на фаянсовом ночном горшке, стоявшем у кровати в его личном кабинете.
Остров для Эйзенхауэра
Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр избрал для укрытия остров Мальту, где он и отсиживался в чине Верховного главнокомандующего экспедиционными войсками союзников в Западной Европе. Рыть бункер островитянам не пришлось — они лишь обтесали под убежище пещеру на берегу Средиземноморья. Кабинет Эйзенхауэра также обставлял спартанец — минимум предметов не должен был мешать мыслительному процессу. Черный стол, за ним стул, в углу — американский флаг и карта Сицилии.
Бункер-ГУЛАГ
До сих пор покрыта толстой брезентовой завесой тайны и судьба строителей бункера. Как уверяют официальные источники, на стройке века вкалывали порядка тысячи рабочих и инженеров. И вроде бы никого из них не наградили поездкой на лесоповал и даже не расстреляли. Более того, по словам директора музея «Бункер Сталина» Анатолия Солуянова, лацканы пиджаков некоторых особо отличившихся строителей украсили орденами.