Сейфы из вторых рук, или что Вас может ждать на распродажах.
по материалам httр://www.trеzor.ru/info/magazines/
[QUOTE=SAWWA;504310]статья 1:
Вложение 39290
Вложение 39291
Вложение 39292
Вложение 39293
Вложение 39294
статья 2:
Вложение 39295
Журнал "МИР БЕЗОПАСНОСТИ" Январь 2016
Индустриализация, импортозамещение, как одно из проявлений упомянутой индустриализации, в наши дни - одни из наиболее упоминаемых, можно сказать, заклинаний. Но, как гласит восточная мудрость, сколько не произноси “халва”, во рту слаще не станет. Любая промышленная деятельность держится на стандартизации. Ещё пещерный человек, научившись проделывать дырку в камне, начал задумываться над унификацией, что бы, в случае чего, наделанные соседом по пещере камни, подошли к его палке.
За тысячелетия развития человеческой цивилизации так сложилось, что граждане, непосредственно занятые разработкой стандартов, должны быть не просто на острие научно-технического прогресса, а сильно впереди его. От результатов их деятельности зависит направление развития промышленности на многие годы вперёд. Эти, с позволения сказать, ответственные граждане, должны быть не только интеллектуальной элитой, имеющей допуск ко всем мыслимым и немыслимым отечественным разработкам, но и к развединформации о том, что разрабатывается или только планируется разрабатывать “потенциальным противником”, сочетая в себе и качества креативных инженеров-изобретателей, не говоря уже об уровне смотрящих за горизонт “visionary”, при этом, естественно, прекрасно ориентируясь в уже наработанных ориентирах, средствах и методах. Только в этом случае стандарт может быть сформулирован и записан правильными словами с должным заделом на будущее.
Естественно, что такой ресурс, как выпуск национального стандарта, подвергается атакам особо предприимчивых “бизнесменов”. Ведь записать на государственном уровне, что все стулья должны быть произведены исключительно фирмой “Табуреткин и Ко” создаёт роскошные бизнес-перспективы. Понятно, что это упрощение, но каждая буква в документе под названием ГОСТ имеет не меньшую коррупционную (и не только) ёмкость, чем выходящие с Охотного ряда директивы.
А вот теперь давайте посмотрим, что у нас в последние годы происходило и происходит сейчас.
Исторически мы пережили постперестроечный период, когда вросшие в столы Госстандарта (ещё тогда СССР) акулы пера начали откровенно нищать и лишь немногие не сбежали на вольный, далёкий от стандартизации, выпас. В какой-то момент у государства появились деньги на написание новых документов, и они начали радостно и засучив рукава их осваивать. Каждый переживший диету голоданием знает этот эффект, что когда “уже стало можно”, то хочется съесть всё в неограниченных, порой превышающих возможности организма, количествах. И вот здесь произошло то же самое - “мы любой стандарт напишем, если есть кому за него заплатить”.
В результате, сорвавшиеся с диеты специалисты наплодили такого, что голова идёт кругом. К примеру в узкой “сейфовой” отрасли развели целую группу документов под названием “средства защитные, банковские”, совершенно не задумываясь над тем, что банковский, к примеру, стул ну ничем не отличается от стула не банковского.
Написали-то ладно, но дальше началось самое интересное. При генерации малоосмысленных текстов нормальный бюрократ не может обойтись без ссылок на ранее утверждённые документы. Если бы ссылались на существовавшие уже базовые и не очень стандарты и использовали эти ссылки разумно, то всё было бы под контролем. Но тогда объём произведённых листов, каждый из которых оплачивался заказчиком или бюджетом, был бы совсем невелик.
Представьте себе, как бы выглядел ГОСТ на стул банковский, ссылающийся на ГОСТ про стулья обыкновенные. После вводной части и референс-листа в нём был бы один раздел, с написанным буквально следующим: стул банковский должен соответствовать ГОСТ на стулья обыкновенные и нести на себе инвентаризационную табличку по ГОСТ на таблички инвентаризационные. И всё. За что платить-то? Именно поэтому из документов с бОльшим приоритетом скопировали и перенесли часть разделов (всё-то нельзя, а то казус получится), добавив соли и перца по вкусу заказчика.
На какой-то момент противоречий не возникало, но затем в базовые ГОСТы начали постепенно вносить изменения и они “поползли” в разные стороны. А поскольку внесение изменений тоже надо финансировать, а “денег нет”, в особенности у, казалось бы заинтересованного “банковского сообщества”, то про всю группу “банковских средств защитных” … забыли. На это техническое расползание наложилось нарастание кризиса в Росстандарте, вызванное как выпадением работоспособных кадров, о чём будет ниже, так и трансформация всей структуры в Федеральное агентство, которое за навороченное до него попросту не отвечает.
В результате на сегодня мы имеем роскошную возможность сертифицировать одно и то же по двум или трём совершенно разным ГОСТам, и каждый желающий может выбирать, какой из путей имеет наименьшее сопротивление. Сейчас любой клерк, что самое страшное - для нужд государства, может по собственному усмотрению провести госзакупку продукции, соответствующей тому нормативу, который устраивает аффилированного с ним поставщика, так как конкуренты и предположить не могли, что по такому замшелому ГОСТу кто-то что-либо сертифицирует. И не поймёшь, это все устроили по глупости или специально расширяли коррупционную составляющую процесса?
Этот пример всего лишь демонстрирует коррупционную ёмкость стандартизационного процесса, которая, хоть и зло, но безопасности собственно государства особо не угрожает. А вот недавно дозрел ещё один сформировавшийся и частично реализованный бизнес-план. Для начала следует отметить инициативу новых гениальных сотрудников Федагенства: они придумали, что стандарты на продукцию должны разрабатывать для себя те, кто эту продукцию выпускает. Гениально! Подмять под себя ГОСТ, мешающий гнать халтуру - мечта владельца любого свечного заводика. Последствия этой “ресурсосберегающей” политики зачастую непредсказуемы.
Следуя духу и букве сложившегося законодательства и ключевых ГОСТов, все области стандартизации распределены между Техническими Комитетами (далее - ТК). Каждый ТК, за долгие годы своего существования, втянул в свой состав представителей почти всех более или менее вовлечённых организаций и вменяемых предприятий. Колхоз, как известно, дело добровольное, и работа внутри ТК идёт с разной степенью насыщенности криками, драками, саботажем и всеми прелестями своей, по сути общественной деятельности. Вспомните великий фильм “Гараж”, когда в таком дружном коллективе заводится участник, желающий неприкрыто либо накрысить что-то конкретное в личных интересах, либо сыграть в “Табуреткин и Ко”, подмяв под себя весь рынок, его, как правило, дружно выдавливают, как зубную пасту из тюбика, санируя таким образом творческий процесс.
Для понимания пикантности описываемой ситуации следует обозначить ещё один инструмент, имеющийся в арсенале Росстандарта. В тех исключительных ситуациях, когда необходима разработка стандарта на что-то революционно новое, как сейчас принято говорить - инновационное, а ни один существующий ТК, в силу своей косности и замшелости не берётся за новую тематику, может быть создан Проектно-Технический Комитет (ПТК). Подчёркнуто: на ограниченный срок и исключительно для решения одной, революционной задачи. Запомните этот посыл.
Скоро не только сказка сказывается, но и ПТК создаётся, в особенности, когда есть заинтересованное лицо. Со странной нацеленностью в давно и полностью сформировавшуюся сферу не одно десятилетие функционирующего ТК 391, в декабре 2014 года появился ПТК за номером 701. Все вовлечённые пожали плечами, хмыкнули и промолчали. Мало-ли что там, наверху, в особенности будучи вовлечёнными в процесс писания нового закона о стандартизации, затеяли.
Первый результат выскочил, как джинн из бутылки: проектные натехничили ГОСТ на оружейные сейфы. Мало того, тема настолько деликатная, да и как иначе может быть с обладателями огнестрельного оружия, что нигде в мире стандарта, как такого для этого типа продукции, не существует. Вот прорыв так прорыв! Действительно Проектный ТК решил инновационную задачу!